Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Поклонники Дина Рида

Мне кажется, что вновь вижу пятнышко от шариковой ручки на уголке пионерского галстука. До четырнадцати лет не снимала его из принципа: все снимают, а я не буду, потому что… потому что, нисколько не смущаясь зачитанных книжек Александра Грина и Блока, где-то поблизости незримо витал призрак романтически-революционного героизма. И невероятно точной казалась поэтическая строчка: «и мальчики иных веков, наверно, будут плакать ночью о времени большевиков…».

В действительности не происходило ничего — восьмидесятые годы, Брежнев, съезды и партконференции, комсомольские собрания на классном часе. Но наперекор всему жила надежда, что есть на свете место не только подвигу, но и высоким идеалам, борьбе за всеобщее счастье, искренности. В реальной жизни были только фигуры, персонифицирующие эти ценности. Например, американский певец и композитор, актер и режиссер Дин Рид. Помните?

По правде говоря, еще пару дней назад не вспомнилась бы ни подростковая революционная романтика, ни артист из советского прошлого. Но оказалось, что до сих пор есть люди, которые помнят артиста, умершего двадцать с лишним лет назад.

Более того, они намереваются заняться пропагандой его творчества, и первые шаги показывают, что затея небезнадежна. Фанатами называться категорически отказываются, соглашаются только на сдержанное поклонники и в отличие от поклонников многих других исполнителей и актеров совершенно не интересуются подробностями личной жизни кумира.

Александр Владимирович Виноградов

Житель Мичуринска Александр Владимирович Виноградов когда-то услышал Дина Рида по телевидению. Оно в те годы не баловало зрителей музыкальными программами, а уж тем более с участием зарубежных артистов, и потому редкие появления иностранных исполнителей привлекали внимание, и Дин Рид имел полное право на это внимание: при очень разнородном репертуаре он обладал запоминающимся голосом с интересным тембром. (Были, оказывается, времена, когда певцам нужно было в самом деле уметь петь).

— Фильмы с его участием нравились: «Братья по крови», «Пой, ковбой, пой!», — вспоминает Александр Владимирович.


Сходным образом формировался интерес к творчеству американского артиста и у тамбовчанина Вячеслава Бондаря. Особого простора для формирования коллекций в те годы не было: вырезки из «Советского экрана», несколько пластинок (в Советском Союзе было выпущено два «гиганта» с записями Дина Рида и один миньон), а потом информации и вовсе не стало: советское время закончилось, и вместе с ним ушли его герои, кумиры и просто личности. Для Дина Рида уход оказался не метафорическим — он умер при загадочных обстоятельствах летом 1986 года.

— Поток информации иссяк, — вспоминает то время А.Виноградов, — но в по­следние годы о Дине Риде стали вспоминать. Например, в 2005 году по телевидению показали фильм. Правда, там о нем говорили больше как об общественном деятеле, и мне не понравилось. Книга вышла о нем…

А.Виноградов решил искать близких по духу людей через СМИ, и таким образом познакомился с Вячеславом. Как оказалось, они далеко не единственные поклонники Дина Рида — московские любители его творчества, среди которых есть и одна уроженка Мичуринска, примерно в это же время создали посвященный ему сайт. В реале они обмениваются записями песен Дина, фильмов, передач телевидения разных стран. У него было много студийных записей, пластинки выходили не только в Советском Союзе.

Именно эти в известном смысле новые записи помогли А.Виноградову недавно провести литературно-музыкальный вечер, посвященный Дину Риду. Это, кстати, не было его первым шагом на пути: до этого в библиотеке ЦГЛ, по месту работы, Александр Владимирович оформил выставку, посвященную артисту.

— В вечере приняли участие члены литературного клуба «Островок» и бардовского клуба «Ностальгия», — рассказывает Александр Владимирович, — например, барды Александр Чикунов, Надежда и Николай Гончаровы, поэт и художник Виктор Зятчин, многие другие. Собравшиеся смотрели отрывки из фильмов с участием Дина Рида, слушали записи его, а также бардов, которые, как нам показалось, созвучны с ним по настроению, манере исполнения.

Дин Рид

Оба местных энтузиаста пропаганды творчества американского артиста когда-то узнали и полюбили его прежде всего как певца. Затем уже пришел интерес и уважение к его актерской работе, организаторской и общественной деятельности. А вот его политические взгляды интересовали их в последнюю очередь. Но без этих взглядов, без увлечения идеями социализма и коммунизма не существовало бы и феномена «красного ковбоя», как иногда называют Дина Рида, который пел для делегатов съездов, выступал на БАМе, встречался с пионерами. Кстати, по-русски он не говорил и на русском языке исполнял, кажется, всего одну песню.

— Знаете, мне очень нравится, как Дин Рид пел песню «Солнечный круг», — говорил Александр Владимирович. — Начинает лирично, а заканчивает очень по-боевому. Он очень искренний исполнитель, и, думаю, в жизни он тоже был искренним человеком и ничего не делал не любя.

Эта искренность, прежде всего, прежде взглядов, демонстративных поступков, арестов, и есть то, без чего не существовало бы феномена «красного ковбоя». Сформировавшийся как личность в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов, он искренне мечтал о счастье для всего человечества. Эта мечта никак не укладывалась в рамки мечты американской.

— В одном интервью его спросили, почему, имея все возможности достичь определенного положения в США, он выбрал иной путь, — пересказывает одну из старых публикаций Вячеслав Бондарь. — Дин Рид ответил, что его мечта не была американской, «свой домик, своя машина, свое дело», и он уверен, что страшно, когда забываешь о действительно важном, а ведь человек как личность начинается тогда, когда задумывается, кто он и для чего.

Нечего удивляться, если человек левых убеждений видел воплощение свой мечты в социализме. Но сейчас, когда политическая карта мира изменилась до неузнаваемости, важнее другое: та мечта была настоящей — огромной, как распахнутое небо, пусть даже ошибочной, как представления о небесной тверди… Сегодня — умеет ли кто-то мечтать о счастье людей? На улицах можно увидеть ребят в майках с портретом Че Гевары, но я не знаю, почему они надевают эти майки. Зато я знаю студентку, которая просто так, не по учебной практике, работает с воспитанниками-детдомовцами и очень хочет, чтобы они не остались обделенными любовью.

Меняются времена, меняется форма, в которую облекается мечта о счастье людей. Но сама эта мечта остается, а искренность, выходя из употребления, все равно подкупает и притягивает. И, наверное, не случайно, что мероприятие из скромной библиотеки ЦГЛ приглашают «в гости» другие библиотеки, а сам музыкальный вечер, устроенный мичуринцами, одинаково хорошо воспринимают как пожилые, так и совсем молодые люди, никогда не носившие пионерский галстук.

Фото из архива А.Виноградова
Ольга Новак

"Тамбовская Жизнь"
Областная ежедневная общественно-политическая газета,
31 октября 2007 г.