Dean Reed Дин Рид
О Дине Риде
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Предлагаем вашему вниманию одну из первых публикаций о Дине Риде в советской прессе.



Дин Рид – гость «Юности»

Вот уже несколько лет имя Дина Рида не сходит со страниц американской и европейской прессы. Газеты 1965 года: «Дин Рид хочет мира», «Двадцатипятилетний Дин Рид не боится рисковать своей карьерой, выступая против правительства Джонсона», «Дина Рида интересует Восточная Европа», «Дин не боится ехать на Конгресс в Хельсинки», «Дин взял интервью у Валентины – первой женщины-космонавта», «Дину Риду понравились москвичи»…

Газеты 1966 года: «Дом Дина Рида в Буэнос-Айресе обстрелян из пулемета», «Военные угрожают Дину», «Дин – против эскалации войны во Вьетнаме», «Более 25 тысяч поклонников провожали Дина Рида на сессию сторонников мира в Женеву»…

Кто же такой Дин Рид, молодой человек, у которого уже немало врагов и очень много друзей?

В Москве, в июне 1966 года, на встрече с авторами и сотрудниками редакции журнала «Юность», главный редактор журнала Борис Полевой прокомментировал лаконичные заголовки газет. Он рассказал, как советские делегаты на Всемирном конгрессе сторонников мира в Хельсинки познакомились с Дином Ридом.

В огромном круглом зале дома культуры в Хельсинки в перерыве между пленарными заседаниями Конгресса шел митинг. Выступали борцы за мир, известные писатели, деятели искусства. Они требовали прекращения агрессии США во Вьетнаме, предотвращения новой, термоядерной войны.

Один из ораторов – его не знал почти никто – стал говорить излишне резко, грубо и, что называется, не по существу. Председатель безуспешно просил выступавшего, уже давным-давно вышедшего из регламента, уступить трибуну следующему оратору. В конце концов председатель, спокойный, выдержанный финн, перепрыгнул через стол и забрал у оратора микрофон.

Уже не шум в зале, а шквал, ураган. И в этот момент из-за стола президиума встал и пошел навстречу ураганному залу, почти к самому краю сцены, стройный, несколько застенчивый молодой человек. Его лицо было знакомо многим в зале – по портретам в газетах и журналах, но его не сразу узнали: слишком необычной была его застенчивая улыбка; в газетах и журналах, на афишах улыбка этого молодого человека была совсем другой – задорной, что называется, сияющей и даже самоуверенной. В руках у молодого человека была гитара. Он сказал несколько слов о том, что его жена ожидает ребенка и что он споет сейчас песню – обращение к сыну. Это была песня о мире, песня о счастье. И с каждой песенной строкой становилось все яснее, что человек, исполнявший песню, уже не раз выступал на народных митингах, участвовал в демонстрациях.

Было ясно, что молодой человек, впервые участвовавший во Всемирном конгрессе сторонников мира, уже умеет вести за собой людей на борьбу против поджигателей новой войны.

Молодой человек пел песню, которую после Конгресса он исполнил в Москве для сотен тысяч радиослушателей и зрителей телевидения, а во второй свой приезд в Москву, в июне 1966 года, – для авторов и сотрудников журнала «Юность»:

Хочу, чтоб узнал ты, как туча тиха,
Как речка порою бывает суха,
Хочу, чтобы правды потребовал ты от стиха
И правду узнал!
Хочу, чтоб узнал ты, как кожа людей
Бывает похожей, раз люди в беде
А в каждой душе – больше света, чем зла,
Хочу, чтоб это ты знал
Хочу, чтоб узнал ты, как войны страшны.
Как матери плачут, когда погибают сыны,
А жизнь не игра, и эпоха грозна.
Хочу, чтоб это ты знал!
Хочу, чтоб узнал ты, когда подрастешь,
Как мать и отец ненавидели ложь
И сыну открыто смотрели в глаза,
Хочу, чтоб это ты знал!

Программа Дина Рида, выраженная как в этой, так и во многих других его песнях, мало понравилась аргентинским милитаристам; поэтому-то дом Дина был обстрелян из пулемета, поэтому-то молодой артист вынужден был не раз выслушивать угрозы со стороны военщины, готовившей и осуществившей в июне 1966 года переворот в Аргентине.

Впрочем, здесь надо расшифровать еще несколько газетных заголовков; ведь читатель еще не знает, почему гражданин США Дин Рид оказался в Аргентине, как сложилась жизнь этого молодого американца.

Дин Рид родился в 1938 году в США, в городе Денвере штата Колорадо. Его отец – преподаватель математики, а мать занимается домашним хозяйством. У Дина два брата: Дейл – профессор Колорадского университета, и Вернон, который прошел службу в парашютных войсках американской армии и рассказам которого Дин обязан своей ненавистью к милитаристской политике правительства Джонсона.

Отец Дина – «бэрчист», ненавидит коммунистов и боится их. Фактически из-за отца Дин еще подростком сбежал из дому. С тех пор он писал только матери, делясь с ней своими взглядами и убеждениями.

Еще подростком Дину пришлось поступить на работу на ипподром, где он получал 12 центов в час за обслуживание лошадей; сейчас молодой артист шутит, что он был влюблен в дочь хозяина ипподрома и что это скрашивало его нелегкую работу. После окончания средней школы Дин поступил в Колорадский университет; для того, чтобы закончить образование, ему приходилось выполнять самые различные работы, в частности развлекать туристов на ранчо в Эстет-Парк, в Колорадо.

Как нередко бывает в Соединенных Штатах, первый контракт с будущим известным певцом был заключен случайно: человек, которого Дин Рид подвёз на лошади, оказался другом известного музыкального издателя Войла Гилмора.

- Но настоящим своим духовным отцом я считаю кинорежиссера Голливуда Петона Прайса, который два года сидел в тюрьме за политические убеждения, а когда вышел из тюрьмы, снова стал выступать против милитаристской политики Джонсона, – рассказывает Дин Рид.

Мы спрашиваем, почему сам Дин Рид уехал из США. И слышим в ответ:

- Не мог сдерживать себя, как того очень часто требовала обстановка! Начинал спорить со сторонниками Джонсона, даже на улицах, даже в метро, в магазинах. Пожалуй, спорить - не то слово. Все дни у меня были заполнены стычками с бэрчистами, голдуотеровцами, джонсоновцами, стычками, похожими на сражения.

И, однако, молодой артист уехал из США не потому, что боялся сражений, а потому, что буквально рвался на передний край боев.

- Я был уверен, что мне и другим молодым людям с такими же убеждениями, как мои, удастся совершить революцию в Аргентине! – заявляет Дин Рид.

Удивляет ли вас, читателя «Юности», такое заявление? Если удивляет, то только потому, что вы еще не видели и не слышали Дина Рида! Вы поверите в его страстное желание утвердить мир и справедливость на земле, построить мир без войн, без эксплуатации человека человеком, мир равенства и счастья, как только услышите его песни! И хотя молодой артист ошибся в своих политических прогнозах в отношении Аргентины, он уверен, что эта ошибка лишь временная и что справедливость в конце концов восторжествует повсюду на земле! (После военного переворота в Аргентине Дин Рид вынужден был переселиться в Европу.)

В Женеву, на сессию Всемирного Совета Мира, Дин Рид приехал потому, что за год, прошедший после Конгресса в Хельсинки, еще больше убедился в силе движения сторонников мира.

- Я понял, что главная задача сейчас – прекратить американскую агрессию во Вьетнаме и что движение сторонников мира может способствовать этому! – говорит Дин Рид.

Женева славится синим озером и снежным Монбланом, способным превращаться в радугу, когда заходит солнце, славится пышными розами, нарядными отелями, машинами всевозможных фирм и часами знаменитых швейцарских марок. Во всех магазинах тикают часы-кукушки, часы-качели, часы-бусы, часы-браслеты. Так и кажется, будто вся Женева отсчитывает минуты и секунды, тревожные, напряженные дни нашего века, ведёт подсчет фактам и событиям.

Кажется, что трудно удивить Женеву, привыкшую встречать дипломатов и туристов, Женеву, которую многие называют выставкой капитализма. Но в один из вечеров, когда во дворце Вильсона был объявлен перерыв между заседаниями сессии Совета Мира, на озере зазвучала и широко раскатилась по городу песня о боях во Вьетнаме. Остановились группы туристов на берегу озера, остановились машины, даже молодые монашенки с зычными голосами, сопровождавшие куда-то колонну ребятишек, замерли на берегу, прислушиваясь к необычной песне. Это пел Дин Рид. Пел о том, что народ Вьетнама победит, что не может не победить народ, который ведет справедливую борьбу.

И в эти минуты Женева была уже не нарядным курортным центром, не выставкой капитализма, а сама как бы стала фронтом борьбы. Той борьбы, которая была начата еще Лениным, писавшим здесь, работавшим здесь.

На встрече с авторами и сотрудниками «Юности» Дин Рид исполнил свою песню о Вьетнаме:

Что ж, опять барабаны бьют!
А солдаты? Опять поют?
И опять на земле она?
Да! Опять ты идешь умирать,
И опять причитает мать,
И опять на земле война!
И политики врут опять,
Чтоб оружье ловчей скупать…

Мне думается, что так же горячо, как встретил Дина Рида коллектив «Юности», встретит его вся советская молодежь, если этот широко известный талантливый артист приедет на гастроли в Советский Союз (об этом сейчас идут переговоры). Пожелаем Дину самых лучших заголовков в нашей советской прессе:

«Замечательного революционного певца Дина Рида полюбила советская молодежь!»

«Песни Дина Рида поет Москва!»

Екатерина Шевелева

Журнал «Юность». 1966 год