Dean Reed Дин Рид
Точка зрения
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

НАШИ МЫСЛИ

Доклад, прозвучавший на юбилейной встрече,
посвящённой 70-летию Дина Рида,
Москва, 8 ноября 2008 г.

Дин Рид: взгляд из XXI века

В истории человечества всегда были личности, интуитивно улавливающие эволюционные веяния, личности, способные, вследствие этого, пойти наперекор господствующим в данный период времени тенденциям. Ими не обязательно являлись политические или общественные деятели. Зачастую это были люди искусства, опережавшие свое время и посему не всегда принятые и понятые современниками или соотечественниками. Так было и с Дином Ридом, которого не поняла и не приняла Америка, хотя он являлся одним из лучших и достойнейших ее сыновей. Там, где главенствующей идеологией является поклонение золотому тельцу, там Дина Рида действительно понять не могли. Да и, как известно, пророков нет в своем отечестве.

Я хочу рассказать подробнее об этом человеке.

Дин Рид – американский певец и композитор, актер и режиссер, отказавшийся от благ и привилегий западного исполнителя, избравший путь борца за справедливость. В 60-80-х годах прошлого века его имя в Советском Союзе было известно каждому. Он был другом нашей страны, собирал полные залы, был желанным гостем на ТВ и в прессе. Его диски издавались миллионными тиражами и мгновенно раскупались. Теперь его имя – даже в год 70-летнего юбилея – забыто, а молодое поколение даже не слышало о нем. Мы хотим восполнить этот пробел и рассказать о Дине Риде с позиций XXI века, ибо «большое видится на расстоянии».

Дин Сирил Рид родился в штате Колорадо в 1938 г., в семье учителей. Был прекрасным наездником, даже объезжал лошадей, отличался выдающимися спортивными результатами. В 12 лет взял в руки гитару, в юности подрабатывал пением в кафе, а в 1956 году поступил в Колорадский университет на факультет метеорологии. Однажды случайный попутчик, услышав пение юноши, порекомендовал его директору фирмы грамзаписи. С этого момента и началась артистическая карьера Дина Рида. В 1959-м его песня «Наш летний романс» занимала высшие строчки хит-парадов США, порой опережая Элвиса Пресли, но особенно популярной она была в Южной Америке. В 1961 году Рид отправился на первые гастроли в Латинскую Америку. Там его ждал оглушительный успех, он собирал стадионы, афишами с его именем пестрели улицы, толпы поклонниц в буквальном смысле раздирали на части, и это несмотря на то, что большинство песен исполнял на английском, а этот язык не сильно популярен в Латинской Америке. Тогда же он попал в книгу Рекордов Гиннеса, как самый охраняемый в мире певец – после концерта его сопровождали 58 полицейских, что по тем временам было неслыханно. Что еще нужно молодому артисту? И он остался в Латинской Америке. Записывал пластинки, гастролировал, снимался в кино.

И именно там, в южной части американского континента, он увидел, что существует и другая сторона жизни. Он увидел вопиющую социальную несправедливость, ужасающую нищету. Это потрясло молодого Рида, и именно это стало своего рода точкой бифуркации, тем поворотным, решающим пунктом, после которого его жизненные позиции коренным образом изменились: он выбирает путь борьбы за справедливость. Это был серьезный выбор. Он мог продолжать купаться в лучах славы, получать огромные гонорары, в общем, вести жизнь, положенную преуспевающей звезде эстрады, немало не беспокоясь о тех слоях общества, что оказались на обочине жизни. Но он нашел в себе мужество пойти против позиции своего государства и кардинально изменить свою жизнь. Согласитесь, найдется мало исполнителей, способных променять большие деньги на свои убеждения.

Конечно, Дин Рид был не единственным бунтарем, протестовавшим против системы. Известны и другие западные исполнители, пытавшиеся подавать себя эдакими борцами за справедливость, певцами протеста, но большинство из них протестовали умеренно, ровно настолько, насколько было модно, чтобы прослыть «бунтарями», но не вызвать раздражения у власть имущих, не попасть в опалу у и не лишится своих привилегий. Словом, умеренная оппозиционность, не переходящая определенные границы… А большинство артистов вообще помалкивало, избегая «неудобных» тем и вопросов.

Например, когда у Элвиса Пресли поинтересовались его мнением о войне во Вьетнаме, развязанной США, он ответил, что его дело петь песни, а не рассуждать о войне, которая идет за тысячи миль. Он не решился обнародовать свою точку зрения, ибо высказался «за» – потерял бы часть своих поклонников. А выскажись он «против»… Перед глазами был пример знаменитого боксера Мохаммеда Али, который резко выступал против войны во Вьетнаме, его попытались забрать в армию, а когда он демонстративно отказался – едва не попал в тюрьму, после чего его три года не пускали на ринг. Так что лучше благоразумно сделать вид, что война тебя не волнует…

Как сильная и истинно неординарная личность, Дин Рид всегда говорил что думает, не признавал полумер и компромиссов и в своих убеждениях всегда шел до конца, как бы ни приходилось за это расплачиваться. «Я сидел в тюрьме в шести странах, - писал Рид, - потому что чувствовал, что единственное преимущество того, что ты знаменит, состоит в том, что ты можешь открыто выступать против войны и несправедливости».

Надо заместить, что по уровню исполнительского мастерства Дина Рида приравнивали к Элвису Пресли. Возможно, титул короля рок-н-ролла мог принадлежать и ему – он обладал всеми необходимыми данными, но… Но он родился на три года позже Элвиса. Он опоздал. Но ведь наравне с Пресли успешно существовало (пело и здравствовало) множество других исполнителей. И Дин Рид мог бы успешно влиться в их ряды и т.д. но он отказался от благ и привилегий западной эстрадной звезды и избрал путь борца за справедливость. Человек, родившийся и выросший в Америке, впитавший ее культуру, ее традиции, ее приоритеты, смог отказаться от пресловутой американской мечты. Таких были единицы.

Кстати, Дина Рида называли Красным Элвисом. Кто-то видит в этом желание унизить Рида, представить его подделкой, копией Пресли; кто-то наоборот считает, что это признание исполнительского уровня Дина Рида таким же, как и уровень Элвиса Пресли, но только «по другую сторону баррикад». Но вот учитель Рида по актерскому мастерству в Голливуде Патон Прайс утверждал следующее: «Дин никогда не сожалел о том, что не сделал карьеру здесь [в США], хотя у него был огромный шанс! Я абсолютно уверен, что если бы он остался здесь, он был бы сегодня таким же популярным, как и в странах социалистического лагеря».

Уже в молодые годы Дин Рид проявил свой неординарный характер – мужество пойти наперекор общепринятому мнению и противостоять господствующей идеологии, способность на незаурядный поступок. Например, б удучи ведущим программы на аргентинском ТВ, он берет интервью у первой советской женщины-космонавта Валентины Терешковой, чем вызывает большое недовольство властей; встречается с советским футболистом Львом Яшиным, хотя общение с нашими спортсменами было строжайше запрещено; демонстративно отказывается участвовать в выборах президента США – беспрецедентный шаг для гражданина Америки; публично стирает американский флаг перед консульством США в Чили, принимает в своем доме Че Гевару, который тайно приезжает в Аргентину, что тоже могло навлечь на Рида гнев власть предержащих. Также Дин Рид участвует в работе различных организаций, выступающих за мир, против гонки ядерных вооружений, его голос звучит с различных трибун против агрессивной политики США во Вьетнаме, он поддерживает Сальвадора Альенде в предвыборной кампании, принимает участие в марше мира и множестве других акций. Там же, в Латинской Америке, были случаи, когда Дин Рид давал концерты в помощь нуждающимся, а в качестве входного билета был… килограмм продуктов, которые шли в помощь голодающим.

Безусловно, такая деятельность артиста не могла остаться безнаказанной: последовали обстрел дома, где он жил с семьей, заключение в тюрьму и др. репрессии. И Дин Рид был вынужден покинуть Аргентину. Несколько лет он живет в Италии, где снимается в кино, записывает диски, а также выступает с концертами в разных странах и, главное, продолжает свою деятельность на благо мира. В 1965 году он впервые посещает СССР и с тех пор становится искренним другом нашей страны, приезжает сюда множество раз. В 1973 году он переезжает в ГДР, где и остается до конца жизни, до 1986 года, когда в возрасте 47 лет его постигла трагическая гибель, тайна которой не раскрыта до сих пор.

За свою жизнь Дин Рид выпустил в разных странах 25 дисков-гигантов, плюс большое количество «миньонов», снялся более чем в 20 фильмах, 2 кинокартины снял как режиссер, написал сценарии к 3-м фильмам, и готовился снять еще один фильм, посвященный восстанию индейцев в Вундед-Ни, где должен был выступить как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли, фильм, так и не снятый по причине его смерти.

Разумеется, это весьма краткий рассказ о Дине Риде, о его судьбе можно было бы говорить очень долго, но мы ограничены временем. Тем не менее на некоторых моментах я хотела бы заострить внимание.



* * *

Безусловно, на протяжении жизни взгляды Рида претерпевали определенные изменения. В молодости он был пацифистом, потом стал убежденным революционером, в определенный период придерживался весьма радикальных воззрений. Но в 1986 году, последнем году своей жизни, в возрасте 47 лет, он написал следующее: «Главное – не сосредотачиваться на том, что разделяет людей, на различных вероисповеданиях, политических убеждениях, а сосредоточиться на том, что объединяет нас всех. У всех нас одно будущее. Либо мы научимся жить вместе на этой планете в мире друг с другом, уважая право других искать и иметь иную правду, чем наша собственная, – либо мы все вместе погибнем».

Можно сказать, что на нынешнем этапе такая точка зрения не актуальна и «отдает» пацифизмом. Вопрос - пацифизм или чувствование эволюционных тенденций времени? Времени собирать камни, времени, основополагающим велением которого является стремление к объединению? Сложно сказать, современен пацифизм или нет. Как и другие «измы», он является лишь частным выражением более общего, универсального явления – идеи, которая была, есть и будет, – идеи гармоничного существования людей на планете. Человеческое сознание видоизменяло эту идею, порой приспосабливало к своим нуждам, порой непреднамеренно извращало (а кто-то ее сознательно искажал и дискредитировал), но она будет существовать и снова и снова возвращаться – под разными названиями, в разных формах. Не будь этой высшей идеи (или идеала) – и человечеству не к чему будет стремиться.

Ведь достаточно взглянуть на историю планеты, большую часть которой люди провели, погрязнув в войнах и насилии, – чтобы понять, что вражда и ненависть - тупиковый путь. Пора искать другие пути. И поиски эти уже наметились во всем мире - в области политики, экономики, религиозных конфессий. Поиски путей взаимопонимания и преодоления разногласий.

Дин Рид считал себя членом одной интернациональной семьи и не признавал границ и расовых различий, отделяющих его от остального человечества, – и именно в этом состоит высшая мудрость. Порой его упрекали в наивности, а то и в раздвоенности (например, он исполнял еврейские песни и при этом дружил с Ясиром Арафатом – многим казалось, что это несовместимые вещи), а он обладал широтой мышления, недоступной людям, для которых линия раздела проходит по цвету кожи, разрезу глаз, государственным границам, религиозным убеждениям. Это был воистину гражданин мира, человек мира.

«Я чувствую, что обязан делать всё, что можно (даже рискуя карьерой или жизнью), для того чтобы жизнь моя на этой маленькой планете была полезной и чтобы за короткий срок моего пребывания на ней планета стала бы хоть немного лучше … потому что и я вложил свою мечту вместе с тысячами других в усилия превратить её в более справедливое и более мирное место», - писал он.

Хотя Рид не называл себя коммунистом, но он поддерживал идеи социализма и коммунизма. Я не буду вдаваться в область политики и обсуждать плюсы и минусы социализма. Но отмечу, что п ротивники этого общественного устройства ухватились не за теорию коммунизма (происхождение которой уходит вглубь античности), а за неудачное ее воплощение, по их мнению, дискредитирующее саму концепцию светлого будущего человечества…

Если некто собирался построить высотный дом, а вместо этого построил подземный гараж (не сочтите за прямую аналогию), то не стоит сокрушаться, что, например, из окон не открывается прекрасный вид, да и вообще окон нет… И не стоит говорить, что не надо строить этот дом – ибо он априори будет плох.

В одном из интервью Дин Рид сказал: «Гитара и песня – моя жизнь, моя судьба, мое оружие». Будучи харизматической личность, он искусно и успешно применял это «оружие» - на благо мира. И подтверждение тому – любовь и уважение, феноменальная популярность - с одной стороны, и тот факт, что во многих странах он был объявлен персоной нон грата, его песни было запрещено передавать в эфире, аресты и тюремные заключения – с другой.

Помните, Маяковский приравнял перо к штыку? Современные авторы все чаще приравнивают к оружию гитару. Например, Тарас Кардаполов пишет:

Куда лежит наш путь? Он долог или скор?
К чему ведёт – к удаче иль к беде?
Но, коль к штыку уже приравнено перо,
Пора приравнивать гитару к СВД *!


( * Снайперская винтовка Драгунова.)

Музыка – орудие политической, идеологической, нравственной борьбы и мощное средство воздействия на людей. Музыка всегда была объединяющим элементом для людей, говорящих на разных языках. Песня, спетая на чужом языке, все равно делает исполнителя ближе. Дин Рид являлся посланцем мира, будучи связующим звеном между разными культурами и общественно-политическими системами. Кстати, кроме родного английского, он говорил и пел еще на трех языках: испанском, итальянском и немецком. Безусловно, в его репертуаре были не только песни протеста, песни политической направленности; однажды, отвечая на вопрос журналистов, считает ли он себя певцом протеста, Дин Рид сказал, что он певец любви, подразумевая под этим любовь ко всему сущему.

Хотелось бы отметить еще некоторые черты многогранной и разносторонней фигуры Дина Рида. Артист, бывший кумиром миллионов, который был искренне любим и знаменит – не побоюсь преувеличения – на четвертой части (если не больше) земного шара, оставался простым, скромным и очень доброжелательным человеком, совершенно не страдавшим звездной болезнью и высокомерием, что отмечают все встречавшиеся с ним лично. Он не был зациклен на материальных благах («Я не нажил денег, мое богатство – мои друзья во многих страна мира», - говорил он.), отдавал средства от концертов и пластинок на различные нужды, часто выступал вообще бесплатно; живя в ГДР, ездил на простой машине, после концертов, бывало, щедро угощал музыкантов сопровождавших его выступление. И совершенно не чурался общаться с так называемыми «простыми людьми».

Еще одной из наиболее выдающихся черт Дина Рида является большое мужество, что не вяжется в общественном представлении с обликом эстрадного исполнителя, а также недюжинной силой воли. Однажды, после неудачного падения с лошади во время съемок, у него были сломаны несколько ребер, но он не отменил концерт, и весь вечер, превозмогая сильнейшую боль, пел, играл на гитаре и улыбался! Но есть и более серьезные примеры. Собираясь в 1983 году в Чили, чтобы поднять боевой дух товарищей, уже после воцарения там Пиночета и зная, что последствия могут быть непредсказуемыми, Рид писал дочери: «Неизвестно, что может случиться, когда я появлюсь в Чили, или как генерал Пиночет отреагирует на моё появление. Знаю, что рискую жизнью, но ведь каждый человек должен выполнять свой долг гражданина мира. Каждый человек должен добровольно пожертвовать чем-то, чтобы другие люди могли обрести мир и свободу». (Кстати, в тот раз обошлось малой кровью – его просто выслали из страны.)

Бальзак считал, что гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала. А Лев Толстой утверждал, что гражданское мужество выше военного.

Мужество, принципиальность, искренность и прямолинейность, верность своим убеждениям, целеустремленность и несгибаемость при любых обстоятельствах – черты не показушного «псевдобунтаря», работающего на публику, а человека, доказавшего жизнью готовность пожертвовать собственным благополучием ради других.

Таким Дин Рид и запомнится нам - человеком мира, посвятившим свою жизнь и искусство на благо людям, на благо мира.

Мария Малышева,
редактор сайта www.dean-reed.ru