Dean Reed Дин Рид
Точка зрения
На главную
Человек из Колорадо
Творчество Дина Рида
О Дине Риде
Жизнь - Борьба
С Дином по жизни
Точка зрения
Новости
Галерея
Форум
Информация
Благодарности
Поиск по сайту

НАШИ МЫСЛИ

Последний революционер-романтик ХХ века

Имя Дина Рида современной молодежи практически незнакомо. Большинству из тех, кому сейчас 15-20 лет (а это, наверное, тот возраст, в котором в наибольшей степени проявляется интерес к рок-музыке), песни Дина Рида неизвестны.

Несмотря на известную заповедь «Не сотвори себе кумира», люди осознанно или неосознанно проявляют симпатии к жизни известных личностей. Для кого-то - это знаменитый спортсмен, для кого-то - артист или политик. Наверное, в этом нет ничего предосудительного, если только такой человек не становится идолом, а интерес к нему не превращается в идолопоклонство, затмевающее все на свете.

Дин Рид был одной из тех личностей, жизнь и творчество которых притягивали к себе повышенное внимание, оставляли неоднозначные, противоречивые, надуманные, часто ложные мнения и впечатления. И это не удивительно, поскольку Дин Рид сумел соединить в себе и своем творчестве казалось бы несоединимое. Он пел еврейские песни и дружил с Ясиром Арафатом. Получив премию Ленинского комсомола, Дин Рид, будучи одним из самых активных пропагандистов рок-н-ролла, стал обладателем высшей награды организации, являвшейся едва ли не самым активным противником распространения рок-музыки. Наверное, он был и остается единственным в мире эстрадным певцом, побывавшем как в джунглях Амазонки, так и в сибирской тайге. Его поездки включали в себя бесплатные выступления как для рабочих в пиночетовской Чили, так и в советской России.

Поэтому нет ничего странного в том, что некоторые одинаковые суждения о Дине Риде одновременно присущи как поклонникам его таланта, так и его недоброжелателям, но не всегда точно характеризуют этого человека.

Например, утверждение: «Дин Рид – типичный американский левак». Тут каждое слово противоречит другому. Америка – далеко не левая по гражданским убеждениям страна, это – не Куба и не Венесуэла. Американский левак, да еще и типичный – тем более не подходит для образа американца. Типичному американскому образу скорее больше соответствуют выражение «американский ястреб». В США открыто придерживаться левых взглядов и признаваться в своих симпатиях к идеям марксизма и социалистическим странам - это означало резко противопоставить себя всему американскому истеблишменту.

Другое утверждение (во многом спорное): «Дин Рид – агент КГБ и Штази».

Можно сколько угодно спорить на тему, был он агентом или не был, но зададимся другим вопросом, а в чем смысл этого спора? Когда какому-нибудь известному человеку навязывают ярлык агента спецслужб, обычно под этим имеется в виду негатив следующего содержания. Он – или тайный осведомитель (попросту «стукач»), или шпион, ворующий секретные документы, или диверсант. Кем из них был Дин Рид, его противники и критики не уточняют.

Хотя интерес подобных организаций к Дину Риду вполне объясним и логичен. В условиях холодной войны и блокового противостояния на первый план выходили экономические и идеологические войны с участием разведслужб. Учитывая, что Дин Рид был одним из очень немногих творческих личностей, которые относительно свободно и активно перемещались по обе стороны «железного занавеса», было бы удивительно, если бы он не попал в поле зрения разведок разных стран. В этой войне КГБ, ЦРУ, Штази, Моссад и прочие использовали всех и всё, что можно использовать. Часто такое делалось без ведома людей, которые невольно становились участниками тайной войны разведок. Так что контакты Дина Рида с такими организациями вполне объяснимы и должны мало удивлять.

Еще одно встречающееся мнение: «Дин Рид – наивный идеалист». Сторонникам такой точки зрения хочется задать вопрос: «А кем вообще должен быть Артист?». «Расчетливым меркантилистом», «циничным материалистом» или еще кем-то?

Профессия артиста любого жанра уже по своей природе несет в себе какие-то идеалы, пусть спорные и неоднозначные. А насчет слова «наивный» - то вряд ли оно подходит к человеку, который объездил полмира, попадал за свои убеждения под аресты, дом которого обстреливали экстремисты, и который видел жизнь в других странах не только на пляжных курортах или через окна пятизвездочных отелей. Дин Рид жил и в США, и в Южной Америке, в Западной и Восточной Европе, а это – «четыре большие разницы» по уровню и образу жизни.

Существующее мнение о том, что Дин Рид не снялся в каких-либо значительных ролях в кино и не стал, как принято говорить, всенародным актером справедливо лишь отчасти. В Италии, где чаще всего снимался Дин, на рубеже 60-70-х годов сериалы про Штирлица или аналоги «Белого солнца пустыни», где можно было бы одной ролью навсегда запомниться зрителю, не выпускались. А в лучшие фильмы того времени известные режиссеры Феллини, Висконти предпочитали приглашать своих итальянских актеров, того же Марчелло Мастроянни. И это вполне логично и объяснимо.

Поэтому Дин снимался в обычных приключенческих фильмах. Главное, что от него требовалось - это ловко фехтовать, уверенно держаться в седле и обаятельно улыбаться. Фехтовал он очень ловко, в седле держался более чем уверенно, улыбался обаятельно. Причем на съемках практически не пользовался услугами каскадеров. Чего не скажешь о некоторых современных «звездах» кино, глядя на которых иногда думаешь, что дублеры им нужны не только для верховой езды, но и для любовных сцен тоже. Свои роли Дин Рид отработал безукоризненно. Вряд ли его Зорро сильно уступает Зорро Алена Делона или Антонио Бандераса. Если фильмы с участием Дина Рида не отмечались высокими кинонаградами (не исключено, что и по политическим мотивам), претензии не к нему, а к режиссерам и продюсерам. Кстати, Элвис Пресли, с которым Дина Рида часто сравнивают или, наоборот, противопоставляют, снимался в похожих фильмах и ролях. Как правило, это были незамысловатые картины, где есть немного музыки, немного любви, немного комедии, немного приключений и т.д.

Так что стать всенародным актером, обладателем призов и наград у Дина Рида просто не было больших возможностей.

Кстати, о призах и наградах. Все свои награды Дин Рид получал в основном за свою общественную деятельность, будь то поездки по линии Всемирного совета мира или же серия концертов на БАМе. Учитывая своеобразную наградную лихорадку, царившую во времена Брежнева, надо отметить, что статус большинства наград Дина Рида не давал каких-то льгот и преимуществ. Однако все эти награды он заслужил честно и по достоинству. Чего не скажешь о первом и последнем президенте СССР, получившего Нобелевскую премию мира и оставившего свою страну в состоянии гражданской войны. Следующий, уже первый президент России, превратил страну из самой читающей в мире в самую пьющую, и его именем назвали государственную библиотеку, а не ликероводочный завод.

Мнение о том, что Дин Рид – предатель интересов Америки еще более ошибочное, если не сказать, что глупое. Заметим, что в своей знаменитой акции с флагом США у посольства в Чили он этот флаг символически очищал, но не рвал, не сжигал и не топтал.

Дин Рид не исполнял антиамериканских песен, не изображал свой народ в образах полупьяных Вани и Зины, тупо смотрящих телевизор. В своих интервью он неоднократно подчеркивал, что всегда считал и считает себя американцем, а Америку - своей Родиной. Своим творчеством и жизнью он разрушал сложившийся в мире стереотип высокомерного американца. Зрители, ходившие на его концерты и общавшиеся с ним, говорили: «Американцы бывают и такие!». Так что Америка может и должна гордиться своим соотечественником. Дин Рид был настоящим ее патриотом.

Оставаясь патриотом Америки, Дин Рид был одновременно искренним интернационалистом. Значение этого слова сейчас исковеркано и унижено. Быть интернационалистом сегодня – это в лучшем случае быть непонятым, в худшем - попасть под обстрел националистов всех цветов и раскрасок. Дин Рид не боялся быть интернационалистом. Что такое интернациональный долг, он знал лучше многих своих соотечественников. Он пел на английском, испанском, немецком, итальянском, русском. Пел о дружбе, любви, мире, мечтая, что люди разных народов, религиозных и политических убеждений вместе преодолеют все.

Америка, обвиняющая чуть ли не весь остальной мир в нарушениях прав человека, сама бывает жестокой к своим соотечественникам, отвергающим американский образ жизни. Дин Рид здесь не исключение. Можно вспомнить Бобби Фишера, принесшего шахматную славу Америке, и ставшего изгоем в своей стране.

Будучи патриотом своей страны, Дин Рид, тем не менее, жестко критиковал американскую действительность. Как это не парадоксально, но, пожалуй, наиболее убедительно такая критика выразилась в его открытом письме А.И.Солженицыну. Вообще, полемики с Солженицыным как таковой не получилось. Дин Рид в письме больше критиковал пороки американской жизни, сделав при этом несколько комплиментов в адрес СССР. Солженицын же в своей публицистике того времени ругал (справедливо и не очень) пороки советской жизни, большей частью прошлые, вспоминая трагические события революции, прошедших войн и репрессий. Отметим, письмо Рида было написано в вежливом тоне к своему оппоненту, чего не скажешь о Солженицыне, реакция которого уместилась в одной фразе: «Какой-то беглый американский эстрадный певец учил меня русскому патриотизму». В своем виртуальном споре они не столкнулись, а разошлись на параллельных курсах. Интересно, что, оставшись каждый со своей правдой, Рид уехал в СССР, а Солженицын – в США. Может быть и хорошо, что эта полемика не состоялась. Когда сталкиваются две Правды, смеется Ложь.

Мнение, что Дин Рид не смог добиться успеха в США, не выдерживая конкуренции со стороны Пресли, Синатры и других знаменитостей, а потому решил понравиться в Южной Америке и СССР - неубедительно. На американской эстраде в конце 50-60-х годах, т.е. в период расцвета рок-н-ролла, действительно была велика конкуренция. Но что здесь говорит против Рида. Он очень удачно стартовал в эстрадной музыке, отодвигая в хит-парадах того времени того же Пресли, Синатру, Пола Анку и других уже признанных музыкальных звезд. Да, он решил понравиться публике в Южной Америке и СССР. Но почему это надо воспринимать как негатив? И вообще, какому артисту не хочется нравиться публике? Профессия актера и состоит в том, чтобы нравиться. Дин Рид нашел своего зрителя и слушателя не в США, а в Южной Америке и Европе. С таким же основанием можно обвинить, например, полячек Анну Герман и Эдиту Пьеху в том, что их полюбили в Советском Союзе.

Вообще, многие обвинители Дина Рида, выбрав точкой опоры своей критики гражданскую позицию и политические взгляды артиста, с этой же позиции попутно стараются принизить и его творческий талант. Можно не соглашаться с гражданской позицией Дина Рида, считая его коммунистом, агентом, предателем и т.д., но его актерский талант – это уже предмет критики иного рода.

Дин Рид, как явление в мировом кинематографе и эстраде 60-70-х годов, уникально и ни с чем не сравнимо. Он шел своим путем, оставаясь между своими американскими и советскими коллегами по искусству. И те, и другие его не воспринимали, а кто-то и ненавидел. Советская творческая интеллигенция жила двойной жизнью. Глядя на своих американских коллег, завидуя их роскошным виллам и гонорарам, она в то же время исправно исполняла партийно-комсомольские песни и снималась в героико-патриотических фильмах. Голливудский же бомонд, устраивая свои звездные тусовки, высокомерно смотрел на остальной творческий мир, считая себя недосягаемой вершиной поп-культуры. Дин Рид двигался между этих двух берегов, оставаясь честным прежде всего перед самим собой. В отличие от своих советских коллег, он искренне исполнял свои гражданские и антивоенные песни, веря в идеалы социализма. В отличие от американских поп-звезд, отвергал «принципы» западного шоу-бизнеса с его закулисными интригами и работой по циклу «деньги – шоу – деньги». Он был своим среди чужих и чужим среди своих, а точнее и не своим и не чужим. На Западе его не воспринимали как представителя Америки, там он был своеобразным «певцом-бунтарем, перешедшим на сторону красных». В СССР, напротив, он воспринимался прежде всего как американец, представитель родины рок-н-ролла.

Что ж, наша творческая элита (не вся, но ее бОльшая часть) добилась своего, став со временем этакой эстрадной буржуазией, превратив саму эстраду в большую клоунскую арену. Трудно представить, чтобы кто-нибудь из тех, кто выступал в 70-80-е годы на партийных концертах, сейчас пел бы песни протеста на митингах бастующих рабочих. На страницах известных журналов и газет российский эстрадный бомонд выставляет напоказ свои загородные дома, скупает земельные участки, активно занимается бизнесом. Попутно снимаясь в кино и выступая в телевизионных шоу-программах, эти звезды вспоминают «тяжелые» времена своего советского периода жизни, когда их «жестоко» притесняла цензура. Но при этом стараются не замечать, насколько низко упал уровень современного актерского мастерства. Не вспоминают о том, что в стране практически разрушен детский кинематограф. Не хотят видеть, что, несмотря на то, что количество телевизионных программ увеличилось в несколько раз, но при этом почему-то не нашлось место образовательному телеканалу. Современная эстрада и кинематограф, зайдя в творческий тупик, убого пытается реанимировать советский период, выпуская «Старые песни о главном», «Ирония судьбы-2» и т.д.

Дин Рид был другим. Он мог бы стать эстрадным буржуа, учитывая его успешный творческий старт в США, но он выбрал другой путь. Из плеяды британских и американских рок-бунтарей 60-70-х он, пожалуй, был единственный, кто пошел до конца. Пит Сигер, Боб Дилан, Джон Леннон - каждый из них по разным причинам со временем уменьшил социальную риторику своего творчества или же вовсе исключил из репертуара песни социального протеста, так или иначе вписавшись в буржуазную поп-культуру. Дин Рид не вписался. Приняв своеобразную эстафету от Че Гевары, он остался последним революционером-романтиком ХХ века!

Его песни после долгих лет забытья обязательно вернутся и на радио, и на телевидение, будут интересны не только старшему поколению, но и молодым слушателям, потому что он пел о вечных ценностях – Любви и Мире!

Немного изменив слова известной песни знаменитого русского певца, судьба которого чем-то похожа на судьбу Дина Рида, то же самое можно сказать и по отношению к Дину:

И, поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На дне рождения всей Земли,
Вернувшейся с войны!
Михаил Захаров
Специально для сайта www.dean-reed.ru