|
НЕ ТОЛЬКО О ДИНЕ РИДЕ
От редакции.
Мы решили предложить вниманию читателей эту статью, несмотря на то, что она не посвящена Дину Риду, но памятуя о том, что он, говоря словами Л.Н.Гумилёва, как раз и относился к тем "пассионариям духа", о которых ниже пойдет речь, и его личность сыграла несомненную роль в истории человечества. Также интересны размышления автора о генезисе коммунизма; об идее коммунизма как об идеале, являющимся «стимулятором достижений и подвигов», и т.д.
Это весьма перекликается с точкой зрения Дина Рида, который говорил, что «я, как и прежде, верю в социализм как единственный путь решения проблем человечества».
Публикуется с сокращениями.
Юлиан Долгин
Востребованность героев
«На хребтах истории высятся герои…»
Когда-то в далекой юности я именно так начал мое стихотворение, от которого впоследствии отказался, сочтя слишком романтическим и незрелым. Но, познакомившись со временем с исследованиями историков — Карлейля и Льва Гумилева, убедился в моей первоначальной правоте.
Революционные и эволюционные преобразования общества, вопреки недавно господствовавшей догме о гегемонии масс в кардинальных преобразованиях государственного устройства, производили фанатично и самоотверженно преданные воодушевляющей идее герои мысли и герои дела, как их назвал Лев Гумилев — пассионарии.
Из первых формируются великие Мыслители; из вторых — великие Вожди.
Мыслители с большой буквы — проектанты будущего; Вожди — деятели настоящего. Их объединяет исключительная пассионарность, опирающаяся на разум и интуицию.
Гениальные пассионарии видят и предвидят лучше, шире, глубже и дальше, чем другие (в том числе — выдающиеся своим менталитетом) люди. Это не исключает возможности промахов в программах и в деятельности реформаторов и не умаляет их заслуг.
Как ни парадоксально, но в «программе» человека, Природы и Богов, по всей вероятности, заложена не только случайность, но и необходимость ошибки, стимулирующей исправление ее, а потом и совершенствование исправленного!
Отсюда неизбежность пересмотра понятия «утопии», как чего-то принципиально невыполнимого, выдуманного и ложного.
Самый яркий пример шемякина суда — поверхностная и односторонняя биография коммунистической идеи, сначала идолоизированной, а потом в небрежении отвергнутой. Опровергатели ухватились не за теорию коммунизма (происхождение которой уходит в недра античности), а за неудачную примененность ее, якобы дискредитирующую саму концепцию светлого будущего человечества…
Но так ли это? Неужто все проектируемые великими Утопистами от Платона, Кампанеллы, Томаса Мора до Маркса и Энгельса грядущие совершенные общественные устройства, без исключения, миражи?
Конечно, нет!
Во-первых, исторически известные отдельные эксперименты, завершившиеся фиаско, немногочисленны и не были доведены до конца; во-вторых, даже при допущении несостоятельности утопий, нельзя сделать вывод о ненужности их. Напротив, Утопии — эффективные двигатели индивидуального и общественного сознания. Они — лучшие генераторы преобразований в жизни людей.
Идеал, в чистом виде недостижимый, уникальный стимулятор достижений и подвигов, как правило, не претендующих на идеальность исполнителей.
Проблема белых (незапятнанных) одежд и чистых (умытых) рук, несмотря на свою банальную элементарность, если говорить о нынешней, зачастую демонстративно-распущенной молодежи, не просто актуальна, а вопиюще-актуальна на фоне мутно-баламутного потока пошлятины текущих лет, захлестнувшей средства массовой, так называемой культуры…
Надо откровенно признать, что в настоящее время культура, если не находится в упадке, то приближается к опасной черте, за которой следует «гибель богов», т.е. вечных моральных ценностей.
Христианская заповедь «люби ближнего, как самого себя» неотменна, но, как нам представляется, назрела необходимость более энергичной формулировки: «люби ближнего больше, чем самого себя», ибо люди неединообразно относятся к себе: кроме отъявленных эгоистов имеются не столь редкие субъекты, в той или другой мере безразлично относящиеся к собственной особе (например, бомжи), и даже ненавидящие себя (фанатики-сектанты). Между тем, на протяжении всей истории человечества находились герои, жертвовавшие собой ради спасения других, подвергавшихся смертельной опасности…
<…>
Иисус Христос не воспользовался возможностью «благоразумного» ухода из Иерусалима, ибо миссия Его была сверхрациональна, и избрал подвиг самопожертвования во благо человечества…
<…>
24 февраля 2001 г.
|